5G и авиация: безопасность, прежде всего!

В погоне за первенством в новых технологиях важно соблюдать последовательность процессов, проводить детальные изучения и опытные работы. НКРСИ как орган, ответственный за частотный менеджмент, в портфолио которого уже есть успешные запуски технологий 3G и 4G, проекты запуска LTE в сложных диапазонах с совместной работой спецпользователей и операторов всегда опирается на свои профессиональные исследования. В частности, на научно-исследовательские работы, определяющие совместимость и условия сосуществования различных технологий в одном частотном диапазоне или рядом.

Наблюдаем ситуацию, сложившуюся в США, где Федеральная администрация авиации (FAA) инициировала остановку развертывания сетей 5G в диапазоне 3700-4200 МГц, чтобы избежать массовых сбоев в работе систем воздушного транспорта. Причиной является возможность радиопомех со стороны сетей 5G радиолокационному оборудованию, используемому для захода самолета на посадку в условиях плохой видимости. Это вызвало большой скандал, ведь в прошлом году два мощных американских оператора - AT&T и Verizon - выиграли аукцион на эти частоты и выкупили почти весь спектр так называемого c-band, заплатив за лицензии около 80 млрд. долларов США.

На данный момент они должны отложить развертывание сетей до выяснения ситуации и разработку Федеральной комиссией связи США (FCC) совместно с FAA условий развертывания сетей 5G в зонах аэропортов. Среди таких условий ожидается либо установка буферных зон вокруг аэропортов, где развертывание 5G будет запрещено, либо обязательства по снижению мощности и установлению более жестких граничных уровней сигнала в районах аэропортов.

А что будет у нас в аналогичном случае?

В Украине (Европейский регион) для 5G разрешены частоты 3400–3800 МГц. Европейское распределение включает в верхней части диапазона полосу 3700-3800 МГц, которая может создавать потенциальный риск для авиационных систем. В настоящее время ведется подготовка и планируется предоставление этого спектра в использование поставщикам электронных коммуникационных сетей и услуг для развертывания сетей 5G. При разработке совместного Плана мероприятий по внедрению 5G НКРСИ неоднократно отмечала важность выполнения научно-исследовательской работы для исследования возможности совместной работы радиоэлектронных средств спецпользователей (это, в частности, и гражданская авиация) и сетей 5G. И только убедившись в отсутствии потенциальных рисков, объявлять и проводить аукционы и предоставлять операторам право использовать новые технологии.

Безопасность, прежде всего!