НКРСИ с 01 января 2021 года снижает расчетные таксы за терминацию трафика на телекоммуникационных сетях операторов подвижной (мобильной) связи

Согласно статье 16 Закона Украины «О телекоммуникациях» целью государственного регулирования в сфере телекоммуникаций является максимальное удовлетворение спроса потребителей на телекоммуникационные услуги, создание благоприятных организационных и экономических условий для привлечения инвестиций, увеличения объемов услуг и повышение их качества, развития и модернизации телекоммуникационных сетей с учетом интересов национальной безопасности.

В соответствии с полномочиями, определенными Законом Украины «О телекоммуникациях», НКРСИ осуществляет тарифное регулирование в сфере телекоммуникаций и устанавливает порядок взаиморасчетов между операторами телекоммуникаций.

Расчетные таксы за услуги пропуска трафика к телекоммуникационным сетям операторов телекоммуникаций с существенным рыночным преимуществом на рынках определенных телекоммуникационных услуг согласно пункту 3 части второй статьи 66 Закона подлежат государственному регулированию путем установления предельных или фиксированных тарифов.

В соответствии с пунктом 2 части первой статьи 57 Закона, в частности, расчетные таксы за услуги пропуска трафика определяются на основе себестоимости и с учетом прибыльности соответствующих услуг, в порядке, утвержденном НКРСИ (решение НКРСИ от 07.06.2016 № 295). Пользуясь данными операторов телекоммуникаций за 2019 год была рассчитана приведенная себестоимость пропуска трафика в телекоммуникационных сетях операторов телекоммуникаций, которая составляет от 0,03 грн./мин. до 0,06 грн./мин. Полученные результаты расчетов свидетельствуют о значительном разрыве между себестоимостью пропуска трафика и действующей сегодня расчетной таксе за услуги терминации трафика, что дает основания для ее просмотра с целью постепенного приближения к себестоимости.

Следует отметить, что приближение расчетных такс приведенной себестоимости пропуска трафика осуществляется НКРСИ с конца 2015 года. В частности, решением НКРСИ от 04.08.2015 № 409 расчетные таксы с 01.10.2015 снижены с 0,36 до 0,23 грн./мин., а в соответствии с решением НКРСИ от 30.08.2016 № 456 (с изменениями) - с 01.01. 2017 до 0,15 грн./мин., и с 01.01.2019 до 0,12 грн./мин.

Анализ данных отчетности в течение последних лет показывает стабильное увеличение объемов межоператорского трафика с 5,9% в 2017 году до 15,4% в 2019 (в 2018 7,6%), что дает положительные результаты и одновременно свидетельствует о наличии неудовлетворенного спроса со стороны потребителей на доступные межсетевые звонки.

19 мая 2020 года на очередном заседании НКРСИ принято решение, предусматривающее снижение расчетных такс за терминацию междугородного телефонного и подвижного (мобильного) телефонного трафика на телекоммуникационных сетях операторов телекоммуникаций с существенным рыночным преимуществом на рынке услуг терминации голосового трафика на телефонных сетях подвижной (мобильной) связи с 0,12 до 0,08 грн./мин.

Благодаря снижению расчетных такс операторы телекоммуникаций получат возможность:

  • уменьшить свои расходы при взаиморасчетах за услуги пропуска трафика к телекоммуникационным сетям других операторов телекоммуникаций;
  • увеличить объем межсетевого трафика;
  • предложить потребителям более привлекательные тарифные планы, включающие звонки к абонентам других операторов телекоммуникаций.

Одновременно, снижение расчетных такс будет иметь положительные последствия для потребителей телекоммуникационных услуг, в частности:

  • возможность пользоваться увеличенными объемами пакетных минут на все виды телекоммуникационных услуг по той же стоимость;
  • уменьшение стоимости межсетевых звонков;
  • отсутствие необходимости иметь несколько SIM-карт разных операторов телекоммуникаций и обращать внимание на сеть какого оператора телекоммуникаций необходимо звонить.

Уменьшение размеров расчетных такс является стимулирующим и прогрессивным шагом, который отвечает интересам потребителей, интересам развития рынка и общеевропейским тенденциям.

Принятое НКРСИ решение в установленном законодательством порядке будет подано в Министерство юстиции Украины для государственной регистрации и вступит в силу с 01 января 2021 года.