НКРСИ выносит на общественное обсуждение изменения в Правила предоставления и получения телекоммуникационных услуг в части сокращения перечня услуг и прекращения их предоставления

Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сфере связи и информатизации, на очередном заседании, состоявшемся 30 августа 2016 года, приняла за основу проект постановления Кабинета Министров Украины «О внесении изменений в Правила предоставления и получения телекоммуникационных услуг». Документ разработан с целью урегулирования вопроса о сокращении перечня услуг и прекращения их предоставления, в частности, при выявлении несанкционированного вмешательства в работу телекоммуникационных сетей и рассылке спама.

По информации операторов мобильной связи, ежемесячно фиксируется значительное количество нарушений абонентами законодательства о телекоммуникациях, а именно, несанкционированное вмешательство абонентов в работу телекоммуникационных сетей. При этом установление личности абонента-нарушителя практически исключается ввиду анонимности получения услуг. Во время мероприятий, направленных на прекращение так называемого абонентского рефайла, заключающихся в нарушении порядка маршрутизации трафика с целью минимизации расходов абонента путем получения услуг безвозмездно или по заниженным тарифам, операторы блокируют «подозрительные» номера, что в отдельных случаях приводит  к нарушению прав абонентов. В течение 2015 года и первого полугодия 2016 почти пятая часть обращений граждан, поступивших в НКРСИ, касалась проблемы блокировки абонентских номеров. Анализ работы с указанными обращениями свидетельствует, что преимущественное количество абонентских номеров разблокируется операторами после вмешательства в ситуацию Комиссии. Представляется возможным, что такие блокировки могли быть осуществлены без достаточных оснований. Кроме того, выявлено, что потребителям не предоставляется исчерпывающая информация относительно оснований для блокирования, сроков и условий возобновления предоставления услуг, а отдельные положения норм действующего законодательства неоднозначно трактуются при этом операторами рынка.

С целью уменьшения напряженности в отношениях между операторами и потребителями Комиссией предложено внести изменения в Правила предоставления и получения телекоммуникационных услуг, которыми предусматривается следующее:

  • установление однозначности определения терминов;
  • обязательность доведения до абонентов оснований для сокращения или прекращения услуг с указанием сроков и/или условий их обновления;
  • обязательность фиксации фактов нарушения путем составления оператором соответствующего акта в бумажном или электронном виде;
  • недопустимость осуществления сокращения или прекращения предоставления услуг на основаниях, не предусмотренных Правилами и законодательством;
  • недопустимость дополнительных расходов абонента при восстановлении окаания ему услуг;
  • необходимость регистрации анонимного абонента для возобновления предоставления услуг по результатам выяснения ситуации с несанкционированным вмешательством в работу телекоммуникационных сетей и рассылкой спама.

Комиссия считает, что реализация этих изменений усилит защиту прав потребителей телекоммуникационных услуг путем уменьшения необоснованных отключений абонентов и предоставит операторам правовые рычаги воздействия при выявлении мошенничества абонентов. Это будет способствовать стабилизации рынка телекоммуникационных услуг, повышению качества обслуживания и уровня доверия к поставщикам услуг.

Принятый за основу проект документа размещен на официальной странице НКРСИ  для общественного обсуждения. Замечания и предложения от физических и юридических лиц, их объединений принимаются со дня опубликования до 14 октября 2016 года.